Реликтовые водоемы, отделяющиеся от Белого моря, есть не только на Карельском берегу, где их изучает научная группа под руководством старшего научного сотрудника ББС МГУ, к.б.н. Елены Дмитриевны Красновой, но и на Терском берегу. В этом году состоялась третья экспедиция ББС МГУ в Порью губу для изучения уже известных и поиска новых водоемов этого типа.
Порья губа была выбрана неспроста. Там находится первый из описанных на беломорском побережье прибрежных меромиктических водоемов, изучением которого в 1930-х годах занималась группа исследователей с Беломорской методической станции Государственного гидрологического института, который базировался в пос. Умба, под руководством Г.С. Гурвича.
Известный океанолог К.М. Дерюгин поставил перед ними задачу найти на Белом море водоемы, подобные знаменитому озеру Могильному, расположенному на острове Кильдин в Баренцевом море. Они нашли и подробно описали некий реликтовый водоем, местоположение которого сохранили в тайне – в 1930-е годы ни координаты, ни географические привязки нельзя было указывать в публикациях. Узнать, какую лагуну они имели в виду, было задачей нашей первой экспедиции в 2019 году.
Это оказалась система лагун под названием «Озерки» в Восточной Порьей губе, рядом с которой стоит кордон Кандалакшского заповедника. И акватория лагун тоже относится к заповеднику.
Но для уверенного сопоставления водоемов данных недоставало.
В следующей экспедиции, в августе 2020 года была сделана подробная батиметрическая съемка, закартированы все донные углубления и сделаны гидрологические замеры. Полученные данные добавили уверенности в том, что лагуна именно та.
В нынешнюю экспедицию, которая проходила с 5 по 15 августа 2021 г., были приглашены гидрохимики из г. Архангельска: заведующая лабораторией экоаналитических исследований ФИЦКИА РАН Наталья Михайловна Кокрятская и сотрудница этой лаборатории Галина Николаевна Лосюк. Они развернули в летней кухне кордона полевую лабораторию, выполнили аналитические определения, в том числе – биогенных элементов, аналогичные тем, которые опубликованы в статье предшественников, чтобы сравнить, насколько изменились лагуны за прошедшие без малого 90 лет.
В экспедиции приняли участие гидрологи – заведующая кафедрой гидрологии суши, профессор Наталья Леонидовна Фролова, аспирант Александр Николаевич Василенко и Александр Вадимович Сазонов. Гидрологи привезли логгеры – датчики температуры и давления, с помощью которых можно определить, при какой высоте прилива начинается поступление воды в лагуны. «Озерки» еще сообщаются с морем, в них есть приливные колебания, но очень слабые. Группа Гурвича тоже определяла эту величину. Судя по прошлогодним данным, полученным гидрологами с помощью таких же логгеров, за прошедшие десятилетия порог стал выше на 10-15 см. Но для уверенности измерения необходимо было повторить. Сравнение современного уровня заброса морской воды с таковым вековой давности дает редкую возможность оценить скорость изоляции водоема.
Благодаря батиметрической карте, построенной в предыдущем году, мы смогли изучить вертикальное распределение планктона в четырех ямах лагун «Озерки» и получили неожиданный результат: в каждой яме в зоне хемоклина (на границе аэробной и анаэробной зон) оказался свой набор доминирующих видов, при том, что в отдельно взятой яме планктон примерно такой же, каким он был в прошлом году. Удивительно это потому, что поверхностный слой воды во всей системе лагун – общий. Похоже, планктонное население разных ям мало связано между собой и больше зависит от локальных условий. Вполне вероятно, что разные ямы заселялись независимо, а то и случайным образом.
Но одними «Озерками» мы не ограничились. Еще одной задачей экспедиции было обследование нового водоема – озера Йоканского, к западу от Порьей губы. До этого озера трудно добраться: от кордона оно далеко, нужно выходить за пределы Порьей губы, защищающей от ветров западного и восточного направлений, и для перехода на лодках необходима тихая погода. В этом году она нас не баловала.
Нам очень помогли инспектора заповедника, которые согласились перевезти нашу экспедицию в такую даль. Нас было 7 человек, мы разместились в двух катерах инспекторов и на своей моторной лодке под управлением старшего научного сотрудника Института проблем передачи информации РАН Дмитрия Анатольевича Воронова. Но добраться до озера – это еще не все трудности. Из озера вытекает стремительный поток протяженностью 300 м, русло которого усыпано камнями. Маленькую надувную лодку с маленьким мотором, предназначенную для обследования озера, пришлось проводить по скользкому неровному руслу пешком. И так же обратно.
Но усилия оправдались. Озеро действительно оказалось меромиктическим, с почти пресным миксолимнионом, соленой нижней водной массой и обширной сероводородной зоной. Список меромиктических водоемов России пополнился еще одним!
А как плескалась в протоке горбуша! Никто из нас прежде не видел, как нерестятся эти рыбы, как самцы высовывают из воды своих горбы, как выпрыгивают и машут хвостами самки, занятые рытьем нерестовых ям. Незабываемые впечатления.
Мы очень признательны администрации Кандалакшского заповедника за разрешение работать на его акватории, инспекторам – за ежедневную помощь в работе и обеспечении нашей жизни на кордоне.
Старший научный сотрудник Беломорской биостанции МГУ, кандидат биологических наук,
Е.Д. Краснова.
Экспедиционные работы поддержаны грантом РФФИ № 19-05-00377.