Дорогие коллеги и друзья беломорцы,
после нескольких лет сомнений, колебаний и обсуждений, я взял на себя задачу убедить нашего декана Михаила Петровича Кирпичникова и проректора Андрея Анатольевича Федянина в том, что строительство и автомобильной дороги от Пояконды до ББС — дело необходимое. Они обратились к ректору и, в результате, Виктор Антонович написал письмо главе Республики Карелия Парфеничикову с просьбой о строительстве такой дороги. Дорогу в данном случае можно строить только за счет бюджета Республики Карелия.
Нужно сразу сказать, что от момента, когда В.А. Садовничий подписал письмо, до того времени, когда по этой будущей дороге можно будет доехать до ББС пройдет много времени, я думаю, лет 5 не меньше. То есть введение этой дороги в строй будет скорее всего уже делом не моим, а следующего директора. Однако, я искренне уверен, что начинать это необходимо. Этот текст – размышления о том, почему это необходимо начинать.
1. Сначала поговорим о минусах дороги. Они на виду и всем понятны:
· ББС станет как проходной двор, все кто хочет приедут и уедут, что хотят привезут и увезут.
· Трудно охранять имущество, понадобится охрана и пр.
· К студентам (и не только к ним) будут приезжать приятели, трудно будет поддерживать порядок и статус биостанции.
· Весь полуостров заселят и все загадят.
· Может быть самое важное — изменится особая неповторимая обстановка на ББС, исчезнет очарование оторванной от мира станции, не будет романтических проводов отъезжающих на пирсе, вместо этого будет скучная посадка в автобус.
· Все вообще пропадет.
2. Плюсы:
· Круглогодичная транспортная доступность станции.
· Существенное удешевление снабжения, строительства, ремонта и т.п.
· Грузовики, подъемные краны и прочая техника сможет своим ходом доехать до биостанции.
· Себестоимость «человеко-дня» уменьшится по крайней мере на 40%
· Флот, который обеспечивает снабжение станции, обходящийся очень дорого – станет ненужным. Функции флота будут сосредоточены на обслуживании практик, экскурсий и научных исследований.
· Зимнее транспортное обеспечение снегоходами (очень дорогое) станет не нужным. Снегоходы будут обеспечивать лишь научные работы.
Нужно сказать, что в плане развития ББС, который подготовил Н.А. Перцов в год своей смерти, и который был утвержден МГУ в 1988 году, строительство этой дороги было включено в план обязательных мероприятий.
Есть еще одна причина, которая делает вопрос о строительстве дороги актуальным. Немногие из посетителей биостанции и даже тех, кто на ней работает десятилетиями, знают, что пирс в Пояконде находится в аварийном состоянии и сам по себе требует дорогостоящей реконструкции. Однако, дело обстоит гораздо хуже: подходы к пирсу последовательно мелеют и из года в год становятся все более и более опасными для судоходства.
В сущности, в перспективе 5 – 10 лет у нас есть два варианта развития причальной инфраструктуры в Пояконде.
1. Капитальная реконструкция пирса с соответствующими дноуглубительными работами.
2. Как альтернатива – строительство нового пирса уже ближе к морю, за узкостью, для чего нужно выделить землю и построить дорогу к этому пирсу. Оба варианта предусматривают подготовку большого комплекта проектной документации, согласования с федеральными министерствами (море у нас федеральное) и, наконец, капитального строительства, причем в этом случае целиком за счет МГУ.
Я надеюсь, что моя позиция по отношению к строительству дороги из этого текста стала понятной.
Директор ББС МГУ А.Б. Цетлин