То, что прошедшим летом не было ни грибов, ни ягод, обернулось бедой. Особенно отсутствие ягод, которые нужны не столько людям, сколько медведям. Для них это — вопрос жизни и смерти. Не наешься осенью ягод — не накопишь жир, а без подкожного запаса невозможно улечься в зимнюю спячку. Но если медведь не успокоится на зиму в берлоге, и будет шататься, злой и голодный по заснеженному лесу — тут уж и людям будут проблемы. И грянуло.
Медведи потянулись к жилью. В Кандалакшском районе косолапые буквально терроризируют население: они наведывались и в Лувеньгу, и в поселок Белое море, и даже в Кандалакшу; в Лупче-Савино медведи разгуливали возле кочегарки, заглядывали в окна нижних этажей, заходили на детскую площадку и пугали пассажиров, ождидавших автобуса.
Особенно привлекательны для голодных зверей свалки с пищевыми отходами, от которых их невозможно отогнать

Сначала в окрестностях ББС появилась самка с медвежонком, потом ей на смену пришел одинокий медведь. Первым делом он разломал помойку, огороженную сеткой — «крольчатник» возле столовой. Оценив опасность, на ББС опустошили и очистили все помойки. Как справляются с бытовым мусром? Два раза в неделю собирают его по домам и на прицепе к трактору отвозят на свалку, расположенную за чертой поселка.
Там-то и прописался косолапый и выкопал большую яму. Но накопившихся там отходов показалось зверю мало.
Темной осенней ночью он пришел к дому на Лесной, учуяв запах соленой рыбы на веранде сотрудников Васильевых, тихо взломал помещение (самих Васильевых в это время дома не было, а в соседней квартире ничего не услышали) и съел всю рыбу, оставив хозяевам лишь две рыбьи головы.
Стало понятно, что в темное время суток ходить по биостанции небезопасно. Зверь-то ночной. Темнеет в пять вечера, а рабочий день до шести. А тем, кто живет на отшибе — не выходить вовсе?
Дальше — больше. Каждый день сотрудники находят когтистые следы то тут, то там. «В полторы ладони» — говорит Валентина Петровна Сивонен, заведующая общежитиями. — Судя по размерам отпечатков, большой медведь». Особенно привлекают его окрестности столовой. Очень нравится мишке рыться в компостной яме между столовой и общежитием. А сегодня он разломал только что построенный новый цоколь столовой. Видно, летние кулинарные ароматы из столовой еще не выветрились. За новый цоколь обидно, но еще страшнее, а вдруг косолапый соберется залечь там в спячку?
Медведя, конечно, жалко, но жить и работать на биостанции в постоянном страхе — не дело. Отпугнуть голодного медведя — нереально, а если и прогонишь, не придут ли ему на смену новые?
Руководство биостанцией заявило о проблеме в местные органы регулирования охоты. Заявку приняли…