Поскольку современная физиология животных считается теоретической основой медицины, большинство курсов физиологии затрагивают главным образом механизмы реализации физиологических функций в организме млекопитающих. Те не менее, исследования в области сравнительной физиологии, имеющей дело со всем многообразием позвоночных и беспозвоночных животных, помогают понять закономерности развития различных физиологических функций в ходе эволюции и, в конечном счете, выяснить глубинные механизмы этих функций. Основная цель Летней школы по сравнительной физиологии – продемонстрировать возможности использования наиболее современных и популярных экспериментальных физиологических методик на примере сердечнососудистой системы морских рыб. В дополнение к интенсивным практическим занятиям был прочитан курс лекций, затрагивающих различные аспекты сравнительной физиологии. Помимо насыщенной научной программы, Школа представила прекрасную возможность познакомиться с прекрасной и суровой природой Белого моря. Первая Школа, прошедшая с 8 по 22 сентября 2012 года имела значительный успех, вдохновивший организаторов сделать мероприятие регулярным, с периодичностью раз в 3 года.
Рабочий язык школы – английский.
Программа включает 14 утренних лекций и практический курс, состоящий из следующих экспериментальных задач:
1. Регистрация ионных токов в изолированных кардиомиоцитах трески и наваги методом пэтч-кламп в конфигурации whole-cell (4 дня). Преподаватели – Dr. Matti Vornanen и Dr. Jaakko Haverinen, Университет Восточной Финляндии.
2. Кальциевый имэджинг изолированных кардиомиоцитов, окрашенных флуоресцентным кальциевым зондом fluo-4-AM, с помощью сканирующего конфокального микроскопа. Преподаватели — Dr. Holly Shiels и Dr. Adam Keen, Университет Манчестера, Великобритания.
3. Внутриклеточная регистрация потенциалов действия в изолированных препаратах миокарда трески и мыши с помощью острых стеклянных микроэлектродов (2 дня). Преподаватель – к.б.н. Абрамочкин Денис Валерьевич, МГУ имени М.В.Ломоносова.
4. Продолжительная регистрация ЭКГ у ненаркотизированного свободно плавающего керчака (2 дня). Преподаватель – к.б.н. Кузьмин Владислав Стефанович, МГУ имени М.В.Ломоносова.
5. Измерение скорости митохондриального дыхания в пермеабилизированных кардиомиоцитах и изолированных митохондриях трески (2 дня). Преподаватель — Dr. Gina Galli, Университет Манчестера, Великобритания.
Студенты были объединены в группы по 3-4 человека. Каждая группа прошла через все 5 экспериментальных задач.
Курс лекций прочитали:
1. Dr. Mark Boyett (Университет Манчестера, Отдел медицины и охраны здоровья, Манчестер, Великобритания)
2. Dr. Gina Galli (Университет Манчестера, Факультет наук о жизни, Манчестер, Великобритания)
3. Тарасова Ольга Сергеевна, д.б.н., профессор (МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия)
4. Dr. Holly Shiels (Университет Манчестера, Факультет наук о жизни, Манчестер, Великобритания)
5. Dr. Matti Vornanen (Университет Восточной Финляндии, Биологический факультет, Йоэнсуу, Финляндия)
6. Dr. Ed White (Университет г. Лидс, Биологический факультет, Лидс, Великобритания)
7. Dr. Jonathan Stecyk (Университет Анкориджа, Анкоридж, Аляска, США)
8. Азаров Ян Эрнестович, д.б.н. (Институт физиологии Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Россия)
9. Абрамочкин Денис Валерьевич, к.б.н. (МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия)
10. Владислав Стефанович Кузьмин, к.б.н. (МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия)
11. Adam Keen (Университет Манчестера, Факультет наук о жизни, Манчестер, Великобритания)
12. Karlina Ozolina (Университет Манчестера, Факультет наук о жизни, Манчестер, Великобритания)