Беломорская биологическая станция МГУ имени М.В.Ломоносова
  1. Главная
  2. »
  3. Новости
  4. »
  5. Новости ББС МГУ
22 августа, 2015

Новости ББС МГУ

Отчет об экспедиции на ББС МГУ исследователей "командировок" заключенных Соловецкого лагеря особого назначения в августе 2015 г.

 

Второй год к нам на ББС приезжают исследователи лагерных бараков. В прошлом году они обрабатывали один барак на озере Круглом, чтобы остановить гниение древесины. В этом году приехала другая группа, историки из общества «Мемориал», они расследуют — когда и зачем были наши бараки, и вообще историю окрестных «командировок». Огромное спасибо им за их труд и особенно — за то, что написали отчет. Теперь каждый может узнать, что они делали и что узнали нового.

—————-
Отчет об экспедиции на ББС. 2015. Часть 1.

Ирина Галкова

Итак.
Экспедиция закончилась, настало время подведения первых итогов…

Эту, первую часть я посвящаю Беломорской биостанции МГУ, нашему приюту в течение недели и отправной точке всех наших поисков, как в пространстве, так и во времени.

Но для начала — немного общей информации.
Экспедиция работала 3-10 августа 2015 г. в местах расположения лесозаготовительных командировок 3-го отделения СЛОН и СЛАГ (конец 1920-х — начало 1930-х гг.). Цели поездки были исключительно исследовательские — мы ничего не реставрировали. Хотя идентификация нас как «реставраторов» на ББС оказалась сильнее, и мы продолжали носить это имя как наследное…

Тем не менее в этом году мы остановились на такой программе:
— найти и сфотографировать остатки предполагаемых лагерных пунктов;
— нанести их на карту;
— взять пробы дерева для дендрохронологического анализа;
— опросить местных жителей, сотрудников биостанции и заповедника обо всем, что могло бы помочь в прояснении истории найденных и поиске новых следов.

Территориально мы успели поработать в шести точках:
— на самой ББС МГУ;
— в районе оз. Круглое (мыс Киндо);
— в районе оз. Верхнее Ершовское (мыс Киндо);
— на берегу Коняевской губы (о. Великий);
— в районе оз. Морцы (о. Великий);
— в поселке Пояконда.

Результаты наших исследований — как полевых, так и архивных — должны вылиться в составление информационных стендов с картами-схемами для ББС и разработку экскурсионного маршрута, по меньшей мере, к тем точкам, до которых легко добраться пешком.

Кроме этого, мы получили информацию еще как минимум о трех точках на Ковдинском полуострове и об одной на Нильме, плюс Черная Речка, куда мы в этот раз не успели. Программа следующей экспедиции уже формируется…

Ну а теперь — более конкретно о том, что ниже.

История ББС неотделима от лагерной памяти этих мест, хотя к моменту ее основания лагерей здесь уже не было. Но вокруг — на мысу и близком к нему острове Великий оставались целые комплексы тогда еще совсем крепких лагерных построек. Из этих бараков, раскатанных на бревна, в начале 1950-х годов была построена часть самых первых корпусов биостанции, в том числе существующий поныне Главный лабораторный корпус и недавно снесенная обветшавшая Воронья слободка…

К счастью, история биостанции — тема очень важная и любимая для многих ее прежних и нынешних обитателей. Поэтому информации о том, как она создавалась, довольно много. В числе самых важных источников — замечательная книга Н.М. Перцовой «На берегу Великой Салмы» с очень важными для нас сведениями и фотографиями, некоторые из которых я тут привожу. Еще нам очень помогли советы, воспоминания, полезные сведения, рассказанные К.Н. Кособоковой, Н.А. Заренковым, А.Б. Цетлиным, Т.А. Бек… с которыми мы надеемся продолжить общение и в Москве.

А из уцелевших «барачных» построек биостанции мы взяли пробы древесины, и сравним их потом с пробами, взятыми на Великом и на Ершовском озере.

Об этом фото (© Наташи Барышниковой, Наташи Бушмакиной, неизвестных авторов и меня).

Последние новости