Научные цели школы:
1. Междисциплинарные исследования по изучению Беломорской акватории и прибрежных зон; пополнение естественнонаучной базы знаний:
a. картирование донных природных комплексов литорали и сублиторали северных морей с использованием дистанционных геофизических методов в комплексе с традиционным геологическим и биологическим отбором проб;
b. регулярные наблюдения на полигонах в районе Беломорской биологической станции МГУ, находящихся в различных природных условиях: открытые берега, проливы, устья рек; и др.
2. Экологический мониторинг: изучения современных процессов осадконакопления на мелководье и их влияния на развитие донных морских экосистем.
3. Развитие междисциплинарных научных связей между российскими и иностранными естественнонаучными школами.
Учебные цели школы:
1. Углубление предметных теоретических знаний по морской геофизике, геологии и экологии.
2. Формирование практических навыков проведения прикладных естественнонаучных исследований.
Учебные задачи школы:
1. Демонстрация каждого этапа из полного цикла морских работ участникам школы:
— планирование экспериментов и полевых работ;
— проведение полевых работ по методикам непрерывного гидролокационного профилирования, отбор биологических проб с помощью дночерпателей;
— обработка и интерпретация полученных данных (демонстрация специализированного ПО Аквариум и др.);
— презентация и защита результатов.
2. Вовлечение участников школы в производственный процесс.
3. Расширение профессионального кругозора участников школы.
Целью исследования являлось выяснение возможности дистанционного картографирования местообитаний двустворчатых моллюсков с помощью геофизических методов.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• обследование полигона с помощью дистанционных геофизических методов – гидролокации бокового обзора (ГЛБО) и эхолокации;
• проведение вспомогательных гидрологических работ (течения, съемка CTD-зондом: соленость, температура, глубина);
• визуальное классификация и дешифрирование данных ГЛБО по типам грунта: песок, ил, смешанные грунты;
• определение точек биологического пробоотбора на основе полученных сонограмм;
• отбор биологических проб дночерпателями Day-grab и Океан–0.1;
• определение комплексов доминирующих видов в сообществах по биомассе для каждой точки пробоотбора;
• совмещение дешифрированных сонограмм с данными, полученными в результате отбора биологических проб (биомасса массовых видов);
• создание модуля программного обеспечения для автоматизированной обработки сонограмм;
• сравнение результатов визуального и автоматизированного дешифрирования сонограмм;
• создание алгоритма по идентификации донных сообществ по типам грунтов, полученных по данным гидролокационной съемки.
Программа курса включала в себя четыре основных раздела:
• Лекционный курс, посвященный общим вопросам картографирования и изучения морских донных сообществ, подходов к экологическому мониторингу зон, подверженных антропогенной нагрузке; специфике Белого моря (гидрологический режим, геологическая история, биологическое разнообразие, функциональная структура прибрежных донных сообществ); теоретическим основам проведения морских исследований (традиционные методы океанографических исследований, современные дистанционные методы, включая использование подводных дистанционно управляемых аппаратов, применение аэрокосмических снимков, использование геофизических данных).
• Полевая работа: в данном разделе студенты приняли участие в комплексном исследовании тестового полигона с применением всего арсенала методов, изученных в ходе лекционного курса. Практикум включал обзорные экскурсии по основным прибрежным биотопам окрестностей ББС МГУ.
• Камеральная обработка результатов: в рамках этого раздела в лабораторных условиях проведены занятия по первичной обработке отобранных биологических проб и детальному рассмотрению и определению фауны и флоры, обработке и анализу литологических образцов; в компьютерном классе проходили семинарские занятия по анализу сейсмоакустических и гидролокационных данных, статистической обработке материала.
• Комплексная интерпретация данных: данный раздел включает совместный статистический анализ полученных на тестовом полигоне данных, сведение результатов в геоинформационную базу данных, сравнение с материалами предыдущих исследований, подготовку отчетных материалов для публикации в сборнике.
Лекторы школы:
• Проф., д.б.н. Александр Борисович Цетлин, зоолог беспозвоночных, специалист по многощетинковым червям, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
• д.б.н. Вадим Олегович Мокиевский, зоолог беспозвоночных, специалист по мейобентосу, зав. лаб. Экологии прибрежных донных сообществ Института океанологии РАН;
• Др. Мэтт Фрост, заместитель директора Морской биологической ассоциации Соединенного Королевства, Великобритания;
• к.б.н. Артем Игоревич Исаченко, зоолог беспозвоночных, специалист по экологии бентоса, Беломорская биологическая станция МГУ.
Участники школы:
• Голенок Оксана (МГУ, геологический факультет)
• Лебедева Галина (МГУ, геологический факультет)
• Галаев Владимир (МУПОЧ «Дубна»)
• Сиренко Анна (МУПОЧ «Дубна»)
• Панькова Елизавета (МГУ географический факультет)
• Загретдинова Диляра (МГУ, географический факультет)
• Латыпова Эльвира (СПбГУ, Институт наук о Земле)
• Котельников Кирилл (МГУ, биологический факультет)
• Киселева Елизавета (МГУ, биологический факультет)
Итоги школы были представлены на конференции «Морские исследования и образование» в виде устных и стендовых докладов, а также публикации в сборнике тезисов:
• Распределение видов Bivalvia в Ругозерской губе белого моря (Загретдинова Диляра Равилевна, Киселева Елизавета Алексеевна, Цетлин Александр Борисович, Мокиевский Вадим Олегович, Исаченко Артём Игоревич, Панькова Елизавета Сергеевна, Сиренко Анна Эркиновна, Голенок Оксана Алексеевна, Лебедева Галина Александровна, Галаев Владимир Евгеньевич, Котельников Кирилл Александрович, Латыпова Эльвира Ханифовна)
• Автоматическое дешифрирование данных ГЛБО и определение потенциальных зон обитания донных сообществ.(Галаев В.Е., Сиренко А.Э.)