В течение десяти дней девять аспирантов и старших студентов из трех итальянских университетов — Палермо, Бари и Витербо — изучали современные методы морской биологии и знакомились с биотой Белого моря, а также с проблемами комплексного управления прибрежными ресурсами северных морей на примере Карельского побережья Белого моря.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ:
Упорядочивание ранее полученных теоритических знаний о беспозвоночных животных и практических навыков работы с ними;
• Знакомство с типичными биотопами Белого моря;
• Знакомство с местными представителями беспозвоночных животных;
• Получение практического навыка по сбору, определению и исследованию беспозвоночных животных.
В программу курса включено изучение таких родов беспозвоночных, как Mytilus, Littorina, Jera, Arenicola, Gammarus, Aulactinia, Buccunum, Balanus, Aeolida, Buccinum, Mya, Crangon, Priapulida, Pectinaria, Halocynthia, Molgula, Calanus, Aglantha, Sagitta, Aurelia, Cyanea, Bolinopsis и Hyperia.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Уникальная возможность познакомиться с экосистемами Российской Арктики. Береговая линия Кандалакшского залива представляет собой непрерывную мозаику биотопов: от небольших береговых бассейнов, постоянно обменивающихся водой с морем, до различных лиманов, фьордов и шхер. Характеризующийся своей уникальной биотой, залив является частью Кандалакшского государственного заповедника. Развитая инфраструктура Беломорской биологической станции, несмотря на свое обособленное местоположение, позволяет полностью обеспечить потребности своих гостей и сотрудников. Биостанция располагает собственными жилыми домами, столовой и библиотекой. Оборудование множества лабораторий и исследовательских мастерских позволяет обеспечить весь спектр исследований, от полевых до тонких молекулярно-биологических изысканий.

ПРОГРАММА
Программа школы включала в себя ежедневные лекции, посвященные различным аспектам морской биологии и истории региона; пешие и морские экскурсии для сбора учебного материала; и лабораторные занятия. Во время экскурсий участники школы познакомились с современными методами исследования морского дна, использовали различные средства пробоотбора – различные тралы, планктонные сети, батометры, кореры, управляли «Гномом» — подводной видеокамерой, собирали и промывали пробы макро- и мейобентоса, планктона, водорослей. Во время практикума студенты знакомились с беспозвоночными животными — обитателями различных биотопов и водорослями, определяли, рисовали и фотографировали их. Для каждого местообитания был составлен список видов, определенных студентами. На утренних и вечерних лекциях сотрудники ББС и приглашенные лекторы рассказывали о геологической и биологической истории Белого моря, об уникальных особенностях этого водоема, о поморах и традиционном природопользовании, о разных группах морских животных и водорослей, о морских бактериях, об изменении климата. В течение школы каждый из участников сделал устное сообщение о собственном научном проекте.

ПРОГРАММА КУРСА ВКЛЮЧАЛА В СЕБЯ ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА:
1. Полевая работа с использованием современного оборудования для морских исследований: в рамках этой части курса студентам будут продемонстрированы такие методы морских исследований как отбор качественных и количественных проб с использованием тралов и дночерпателей, отбор планктонных проб, использование дистанционно управляемых подводных аппаратов. В рамках этого раздела будут проведены береговые экскурсии в различных биотопах с пояснением зональности литорали.
2. Практическая лабораторная работа: в рамках этого раздела будут проведены занятия по определению фауны, отобранной во время полевых работ: знакомство с макро- и мейофауной, планктонными организмами.
3. Теоретические лекционные занятия: в рамках этого раздела студентам будут прочитаны лекции по особенностям гидрологического режима Белого моря, описанию основных биотопов и биологическому разнообразию Белого моря, традиционным формам рыболовства и о современном состоянии природопользования на Белом море, о возможностях использования морских микроорганизмов в биотехнологии, об основных методам морских исследований, включающих как традиционные океанографические методы, так и современные дистанционные методы – применение дистанционно-управляемых аппаратов, использование спутниковых снимков.
ЛЕКТОРЫ ШКОЛЫ
• Проф. Массимилиано Фениче, микробиолог, эколог микроорганизмов: Департамент биологии и экологии университета Тушиа, Италия;
• Проф. Райнер Ройтер – физик, Университет Ольденбурга, Германия;
• Проф., д.б.н. Александр Борисович Цетлин, зоолог беспозвоночных, специалист по многощетинковым червям, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
• К.б.н. Анна Эльмировна Жадан, зоолог беспозвоночных, специалист по многощетинковым червям, Беломорская биологическая станция им. Н.А. Перцова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
• Д.б.н. Ксения Николаевна Кособокова, зоолог беспозвоночных, специалист по арктическому планктону, ИО РАН;
• К.б.н. Ольга Алексеевна Грум-Гржимайло, морской миколог, Беломорская биологическая станция им. Н.А. Перцова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
• К.б.н. Ольга Петровна Коновалова, морской миколог, Беломорская биологическая станция им. Н.А. Перцова, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.