Беломорская биологическая станция МГУ имени М.В.Ломоносова
21 сентября, 2013

Соколова Г.А.

ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА СОКОЛОВА (1936-2008) - педагог, создатель биологических классов в московских школах № 57 и № 520, инициатор создания и руководитель школьной биологической станции «Наш дом» в пос. Ковда.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ, ИЛИ МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ ПРОФИТ ОТ СОБСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ?

Педагог, создатель биологических классов в московских школах № 57 и № 520, инициатор создания и руководитель школьной биологической станции «Наш дом» в пос. Ковда.

Соколова Галина Анатольевна
ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА СОКОЛОВА (1936-2008)


Вряд ли я ошибусь, если предположу, что любой биолог мечтает хоть одним глазком посмотреть на то, как происходит эволюция. Автор имел счастливую возможность не только наблюдать, но отчасти и быть причастным к эволюции беломорских биостанций на том ее отрезке, который может быть назван «От ББС до Ковды», а точнее — до биостанции «Наш дом» в селе Ковда, созданной Галиной Анатольевной Соколовой. Село Ковда расположено в устье одноименной реки с уже давно зарегулированным стоком из-за сооружения в Зеленоборске плотины и электростанции. От села до железнодорожной станции «Ковда» ведет дорога протяженностью примерно 12 км, в былые времена малопроезжая, а в последнее время заметно улучшенная. От ББС до Ковды пешком 36 км. Гораздо важнее историческая близость этих мест. Рядом с Ковдой, на о. Берёзовом, в начале XX века существовала биостанция Сент-Илера. Именно через село Ковда, а точнее — через его левобережную часть, имеющую собственное название Запань, пролегал путь экспедиции под руководством Кирилла Александровича Воскресенского, увенчавшейся выбором места расположения ББС МГУ.

Мы не можем утверждать, что об этом знала Галина Анатольевна Соколова, начавшая в 1970-х гг. заниматься выращиванием биологов в специализированном биоклассе 57-й школы г. Москвы, когда выбирала место для приобретения дома на берегу Белого моря. Однако выбор был сделан — в 1974 г. Николай Николаевич Константинов нашел дом, а после нескольких поездок сюда с друзьями и школьниками Галина Анатольевна приобрела его за сто рублей. Эта сумма, не самая скромная по тем временам, была набрана за счет участия «в деле» Андрея Соколова, Оли Сегал и Таисии Петровны Микулович. По словам Андрея, после оформления покупки в пос. Зеленоборск они зашли в местный магазин и обратили внимание на то, что приобрели дом по цене, эквивалентной цене двух кресел.
До покупки дома в Ковде Галина Анатольевна не менее четырех раз приезжала на ББС в качестве руководителя или соруководителя студенческих групп кафедры цитологии и гистологии биофака МГУ. Первая поездка состоялась в 1968 г., в период расцвета ББС при Николае Андреевиче Перцове. Здесь состоялось ее знакомство с Н.Н. Константиновым, который к тому времени уже воплотил в жизнь идею о создании специализированных математических классов. Здесь она, никогда не переставая впитывать новое и полезное, подсмотрела многое в действиях директора биостанции. И здесь же, конечно, в полной мере оценила блестящие возможности, которое дает пребывание на берегу Белого моря для образования биологов.

Биологические классы начались у Галины Анатольевны с 1973 г., а в апреле 2008 г. был набран уже 26-й класс. Первые семь выпусков состоялись в 57-й школе, оплоте математических классов, а начиная с восьмого этот процесс происходил и происходит в 520-й школе Москвы. Но вернемся в Ковду и познакомимся поближе с тем, что там выросло за это время, вольно или невольно сравнивая это с ББС.

Основой, конечно, был Дом, в котором многие годы помещались все — и «мальчики» (на чердаке), и «девочки» (внизу). До перестройки (той, в масштабе страны) никаких дополнительных зданий не появлялось, в 1993 г. был закуплен и переправлен в Ковду из Москвы сборный домик — воплощение спонсорской помощи. В нем стали жить преподаватели, в том числе из числа выпускников Галины Анатольевны, обремененные детьми. Затем на средства гранта, полученного Галиной Анатольевной как Соросовским учителем, возникла баня. Архетипические признаки биостанции продолжали множиться — усилиями местного строителя был сооружен еще один домик для преподавателей, затем — лаборатория с верандой, и наконец в 2001 г. на основе купленного в разобранном виде сруба был построен «домик Босса» с печкой и жилым чердаком. В домик переселилась Галина Анатольевна, на чердаке размещались пребывающие в числе преподаватели и гости. Те, кто знаком с историей ББС, могут оценить наличие в распорядке дня полдника и последующих общественных работ, обратить внимание на такой эпизод, как утрата в результате пожара лаборатории и ее новое воплощение с несколько улучшенной планировкой, наличие флота из 4 весельных лодок трех разных калибров, в которые периодически помещаются все или почти все обитатели станции. А бывает их до 40 и, в наиболее острые моменты, — даже до 50 человек.

Жизнь на станции, а это примерно полтора месяца с 10–15 июля, вертится вокруг детей, которые должны успеть приспособиться к быту, пройти практику, включающую как обучение, так и исследовательские работы, а также научиться совместной жизни, самостоятельности и еще многим вещам, которые пока неразгаданным образом передавались им от Галины Анатольевны. В Ковде почти все определялось личностью создателя станции. Только несколько штрихов: Галина Анатольевна в лодке учит новичков морским порядкам — ритуал обязателен, обжалованию и изменениям не подлежит; жарится рыба или пекутся пироги — Галина Анатольевна в центре события, поэтому получается вкусно; происходит разгрузка дров — и Галина Анатольевна устанавливает правильно организованную цепочку. Потом способность быстро наладить синхронное действие пригождается при тушении лесного пожара. Эпопея по защите церкви семнадцатого века от горе-реставраторов превращает Галину Анатольевну в церковного старосту села. Нет, она не играет на аккордеоне, но песни под гитару звучат на этой биостанции даже чуть чаще, чем на ББС. Не есть ли это — не песни, вернее не только песни, а наличие такого человека — обязательный элемент онтогенеза биостанции на берегу северного моря, по которому надо бродить и нервничать, пока все лодки с детьми в спасжилетах не вернутся к причалу?

Понятно, что выпекались не столько пироги, сколько биологи, а точнее — люди, набравшиеся самостоятельности и много еще чего, позволяющего им добавлять в последующую жизнь некий витамин, какие-то «капли датского короля». Из более чем 530 накопившихся к настоящему времени выпускников больше половины окончили затем Московский университет, из них более 230 — биофак. Это немногим больше, чем целый курс, включающий, как и положено, и эмбриологов, и ботаников, и биофизиков, и молекулярщиков, и зоологов… Имеется даже космонавт-исследователь. Их вполне хватило, чтобы на 70-летие Босса (то есть Галины Анатольевны) соорудить книжку «Мастер-класс для Пантоподы» — сборник лекций ее старших учеников, написанных для ее младших учеников о самых разных областях биологии. По тому впечатлению, который произвело издание на юбиляра, мы поняли, что попали в точку.
Переходя к заключительной части доклада, спросим читателя — помнит ли он его название? Да, ББС в эпоху своего расцвета, не подозревая об этом, оказалась причастной к появлению еще одной биостанции. А где же профит, спросите вы. Вот он. Кафедра беспозвоночных биофака, а значит и ББС, за отчетный период получили в качестве студентов и сотрудников, впервые увидевших Белое море в Ковде, Андрея Матвеева, Сережу Глаголева, Алешу Вайсмана, Свету Порфирову, Иру Кобузеву, Егора Виноградова, Гришу Колбасова, Кирилла Микрюкова, Мишу Сафонова, Аню Жадан, Рому Борисова, Аню Сухановау, Сашу Жушева, Олю Сорокину, Алексея Удалова, Кристину Боровскую, Лену Горославскаую, Сашу Ступникову, Сережу Синельникова, Ксюшу Кузнецову… Список вряд ли полон, автор мог кого-то пропустить. Два доктора наук (или уже больше?), двоих из списка уже нет… Ира Кобузева и выпускница кафедры Молекулярной биологии Женя Петраш стали учителями 520-й школы и в свою очередь задействованы в обсуждаемом выше процессе. А есть еще десятки и десятки студентов, прошедших через ББС, есть Митя Соколов (автор книги о флоре окрестностей Киндо-мыса), Миша Матц (автор одного из докладов нынешней конференции о светящихся жителях моря) и Эдик Галоян (помогал в показе презентаций на юбилейной конференции, лепил юбилейные пироги и гнул проволоку для этикеток ботсада). Смею полагать, что профит получен, и он не сводится только к роли этих и других выпускников Галины Анатольевны в жизни ББС или даже в нашей биологии. Он — часть того, что составляет славу ББС, ее смысл, ее неуловимую, но всеми нами ощущаемую суть? Атмосферу? Душу?

Небольшой эпизод в богатой на людей и события истории ББС на рубеже 1960-х и 1970-х гг. Собрались математики и биологи, им по 30–40 лет, Коля Константинов зажигательно играет на гитаре и поет, Наташа Калякина жарит рыбу и располагает квартирой, где можно эту рыбу съесть, Галя Соколова приводит на посиделки Таню Манакову, Лёва Белоусов размышляет над проблемами эмбриологии. Примерно так. Миша Калякин как может оттягивает момент укладки в кровать, за что его «сажают в башмак». Невидимые и неощутимые токи истории сливаются, перемешиваются и выносят на берег Белого моря что-то новое, что потом превратится в биостанцию со своей судьбой, своим народцем, своими традициями и странностями. Состоявшуюся благодаря совпадению нескольких факторов, главным из которых был человеческий фактор в лице Галины Анатольевны Соколовой.

Ровно за три месяца до начала этой конференции ее не стало. Это — первая, скомканная и сбивчивая попытка немного рассказать о том, что она сделала для нас — и ее учеников, и не учеников. Я попрошу читателя мысленно исполнить то, что поделикатничал предложить по завершении доклада: минуту помолчать в память об этом человеке. При этом можно представлять себе фото, виденное участниками конференции: на корме заполненного детьми карбаса возвышается достаточно фундаментальная фигура пожилой дамы, уверенно удерживающей руль и орлиным взором окидывающей горизонт. Она ясно видит цель, к которой ведет судно с взрослеющей на глазах командой.

М.В. Калякин, Зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова

МАТЕРИАЛЫ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 70-ЛЕТИЮ БЕЛОМОРСКОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ МГУ: Сборник статей.– М.: Изд. «Гриф и К», 2008.– с. 16-20.

Последние новости