21 августа на беломорской биостанции «Картеш» в рыболовные сети пойман камчатский крабоид весом 790 г. Половозрелая самка с икрой, длина панциря 120 мм.
Этого момента много лет ученые ждали с волнением и недоверием. Слухи о его встречах в Белом море не подтверждались, и все вздыхали с облегчением. И вот — никаких сомнений — он зарегистрирован достоверно и беспощадно: зоологи с Беломорской биологической станции Зоологического института российской академии наук подтверждают — ДА, ЭТО ОН! Вернее — ОНА, что ЕЩЕ ХУЖЕ! Самка камчатского краба (точнее — крабоида) попала в рыбацкую сеть и была доставлена зоологам на определение. Самка с икрой. Двойной удар: подтверждение не только того, что камчатские крабы живут в Белом море, но и свидетельство того, что размножаются.
Почему эта встреча — такая волнующая? Беда в том, что камчатский краб, искусственно вселенный в Баренцево море в 1960-х годах XX века ради деликатесного мяса, после двух десятилетий «инкубационного периода» успешно освоил баренцевоморские глубины и превратился в массовый вид, интересный не только как объект промысла, но и как страшный пожиратель всего живого, своего рода самоходная экологическая катастрофа. Кормовые ресурсы Баренцева моря им изрядно подорваны, из-за чего оскудевают стада ценных донных рыб.
Белое море соединено с Баренцевым через узкое Горло со стремительным течением, которое, как надеялись, крабам не преодолеть — ни в виде плавающих личинок, ни «пешком». Тем не менее, его появления ждали. Специальные исследования, начатые около 10 лет назад Всероссийским институтом рыбного хозяйства и океанографии, год за годом приносили отрицательный результат. Их остановили. И вот…
По сравнению с Баренцевым морем, Белое — гораздо беднее. Продуктивность его экосистемы во много раз ниже, еды для краба меньше, возобновляться она будет медленнее. А значит, подорвать экологический баланс проще. Вот этого и опасаются ученые.
Оптимисты успокаивают: придется объявить этим крабам войну и «мы еще посмотрим, кто кого съест». Пессимисты опасаются, что, измельчав на скудном беломорском пайке, крабы будут неинтересны для промысла. Оптимисты надеются, что подорвав комовую базу, нечисть сгинет сама. Пессимисты печалятся о животных, составляющих эту кормовую базу.
По мнению специалистов из ПИНРО, которые следят за развитием событий в Баренцевом море, бурное размножение крабов и их натиск на бентос только по первой поре казались катастрофой. Теперь, три десятилетия спустя, они считают, что хищник и жертвы идут ко взаимному равновесию. Происходит постепенная адаптация вселенца к внешней среде, а среды — к присутствию хищника. По их прогнозам, скоро там будет всё как на Дальнем Востоке — и краб, и бентос в равновесии… Наверное, в Белом море сюжет будет похожим.
Ясно одно: то, чего опасались, ПРОИЗОШЛО.
Как подытожил свое сообщение об этой находке директор ББС МГУ Александр Борисович Цетлин: «Всех благ».