Каждый год в зимнем скоплении морских уток возле ББС МГУ случаются какие-нибудь сюрпризы. В прошедшем 2012 году среди множества обыкновенных гаг держалось два самца стеллеровых гаг (их также называют сибирскими или малыми), а нынешний год ознаменовался визитом другой редкой гостьи – гаги-гребенушки. Вернее, гостя, так как это был самец. Не плавала ли рядом с ним самка, узнать затруднительно, так как самки гаг-гребенушек почти не отличаются от обыкновенных.
Учеты морских уток на полынье Великой Салы стали обязательным элементом каждой зимней поездки на ББС. В нынешнем году, во время мартовской экспедиции, мы продолжили эту традицию. Пока экспедиция работала на соленых озерах, учеты выполняли коллеги-картографы: Дмитрий и Мария Добрынины с юным естествоиспытателем Александром Добрыниным. К приезду экспедиции на Белом море похолодало, тридцатиградусные ночные морозы сжали полынью до относительно небольших размеров — от Креста до Кисло-сладкого озера. В первый день, 19 марта, учетчики насчитали 600 гаг и 300 морянок, во второй, 20 марта – 643 и 194. Примерно столько же их было на полынье в январе. 22 марта, когда основные экспедиционные работы подошли к концу, такой же учет повторила Елена Дмитриевна Краснова, которой помогали Аня и Дмитрий Анатольевич Вороновы.
Результат озадачил: гаг на полынье оказалось почти на тысячу больше (1498 обыкновенных гаг и 197 морянок). Откуда могла взяться дополнительная тысяча уток? Скорее всего, они прилетели к биостанции с каких-то других разводий. Посмотрев спутниковые снимки, сделанные до учетов и в промежутке между ними, мы увидели, что ледовая обстановка в Кандалакшском заливе Белого моря за это время существенно изменилась. Если во время первых учетов залив был покрыт тонким ледовым «салом», а вдоль берега острова Великого оставались участки открытой воды, то к последнему учету залив оказался полностью заполненным льдами, принесенными со стороны открытого моря. Видимо, эти льды и «выдавили» уток с других полыней, и они нашли спасение возле биостанции. Приятно осознавать, что для уток биостанция служит спасением!
Изменения в количестве морянок, удивления не вызывают, так как мы неоднократно наблюдали их перелеты за остров Великий: они не столь привязаны к нашей полыннье, чем гаги.
Е.Д.Краснова, 29 марта 2013 г.
Фото Д.А.Воронова