Что могут озера рассказать об истории моря
Мы знаем, что берег Белого моря поднимается, а благодаря исследованиям университетских геоморфологов знаем также, что Ругогзерская гора, у подножья которой расположена Беломорская биостанция МГУ, растет со скоростью около 4 мм в год. Некогда под водой была даже ее вершина. Девять тысяч лет назад отмель превратилась в одинокий остров. На месте нынешних лесов, болот, озер плескалось море; чтобы с них ушло море, потребовались тысячелетия. Но и после этого остров Ругозерской горы оставался отделенным от материка проливом, который на севере выходил в нынешнюю Ермолинскую губу, а на юге — в Кислую. Лишь в XIII-XIV веках н.э. пролив обмелел и превратился в цепочку Ершовских озер — Верхнее и Нижнее.
Все нынешние пресные озера, расположенные ниже верхней отметки Ругозерской горы, были когда-то ковшовыми губами. О морском периоде их биографии напоминает лишь серый песок с примесью ракуши, прикрытый сапропелем и торфом.
Сотрудник Геологического института КНЦ РАН (г. Апатиты), кандидат геолого-минералогических наук В.В. Колька на беломорском семинаре в Институте океанологии рассказал о том, как этот процесс шел в масштабе всего моря.
Большая научная группа из лаборатории геоэкологии и минералогении новейших отложений его института последние 10 лет исследует осадки малых озер на Кольском полуострове и на побережье Белого моря, расположенных на разной высоте над современным уровнем моря. Ученые брали грунт на глубину 8 м — достаточно большую, чтобы докопаться до самых старых осадочных пород. Как правило, донные осадки малых озер состоят из пяти слоев (литологических фаций): внизу на морене поздневалдайского оледенения обычно залегают осадки пресноводного приледникового озера, возникшие до проникновения морской воды, над ними переходный слой от пресноводных осадков к морским, потом – морской, выше него еще один переходный, который соответствует стадии транзитного «кисло-сладкого» состояния водоема, которое может длиться 300-500 лет, и самый верхний – из озерных отложений.
Найдя границу слоев морского и озерного происхождения, и определив его возраст, можно определить «дату рождения» малго озерного водоема, или время, когда море находилось на уровне порога стока из этого водоема. А если таких озер несоклько, например, десять, и расположены он на разной высоте над уровнем современного моря, до уровня морской границы, то по ним можно построить график относительного перемещения уровня моря в позднеледниковье и голоцене и сделать реконструкцию истории всего Беломорского региона.
Поздневалдайское оледенение, начавшееся 23 тысячи лет назад, достигло наибольшего распространения 17 тысячелетий назад, после чего начался этап дегляциации (деградации и таяния). Существует несколько сценариев того, как это происходило, причем сюжет, изложенный в книге «Вечно живое Белое море» — с центральной ледовой колонной от дна до поверхности на рубеже 9 тысячелетия до н.э., в числе наиболее популярных в современной науке, докладчиком упомянут не был. Отвечая на вопросы слушателей, он сказал, что считает его маловероятным.
На восточном фланге здесь существовали баренцовоморский и беломорский ледниковые потоки. Беломорский поток делился на лопасти, главная из которых двигалась по депрессии Белого моря и проникала до Воронки Белого моря, блокируя до определенного времени, проникновение морских вод в Бассейн Белого моря. Но, примерно до 11500 радиоуглеродных лет тому назад, уровень моря был значительно ниже порога стока из Бассейна, располагавшегося в Горле Белого моря, и морские воды никак не могли туда проникнуть. Одна из лопастей ледника приходилась на Белое море и закрывала горло, но по периферии , при таянии ледниковых лопастей возникали большие пресные приледниковые озера, в том числе, на месте современного современныхОнежского и Двинского заливов. Но были озерки и меньшего размера. Следы приледниковых озер сохранились в виде отложений ленточных глин (голубой глины).
По данным этой научной группы, морские воды из Баренцева моря хлынули через освободившееся горло 11300 лет назад, и этот момент можно считать рождением современного (голоценового) Белого моря. Позднеледниковое понаступление моря длилось не менее 1300 лет и по высоте составило до 30 м. Признаков обратного процесса – отступления моря, при котором Белое море снова становилось бы пресным, в донных осадках озер не обнаружено. В районе Сумского Посада, к югу от г. Беломорска, под морскими осадками оказался слой с остатками наземной растительности — возможно, в этом месте из-за поднятия уровня моря была затоплена территория суши. Момент начала поднятия берега (и, соответственно, отступления моря), точно не определен, это произошло где-то в интервале между 10000 и 9000 лет назад. Первые два-три тысячелетия (10-8,5 тыс. лет назад) берег поднимался очень быстро со средней скоростью до 10 мм в год. Это связано с гляциоизостатическими процессами, когда емная поверхность, ранее «задавленная» 2-3 километровой толщей льда, после его таяния начала «распрямляться». На это накладывались и тектонические процессы активного Кандалакшского грабена. . Такая скорость подъема полностью согласуется данными университетских геоморфологов Ф.А.Романенко, О.С. Олюниной и Е.А.Головиной из ИО РАН, полученными для Ругозерской горы и опубликованными в 2005 г.
На Кандалакшском берегу Белого моря найдено два озера с одинаковым возрастом осадков второй переходной зоны, но расположенных на высоте 12 м друг от друга. Это объясняется палеосейсмическими проявлениями в раннем и среднем голоцене . В осадках некоторых озер возле Энгозера и Куземы, на побережье бассейна Беого моря, горизонтальная слоистость иногда нарушается, будто от сильного встряхивания. «Литологические несогласования», как называют эти нарушения специалисты, возникли 6-5,5 тысяч лет назад и могут быть объяснены тектоникой: видимо в ту пору Берега сотрясали землетрясения. Это время приходится на Атлантический климатический период, когда во всей Европе, и на Белом море тоже, климат было теплее на 3-4 градуса, чем в наши дни.
Нет в мире совершенства: не холод, так землетрясения…
Донные осадки озер хранят память не только о катаклизмах в самом Белом море, но и об особенно крупных отдаленных событиях: в колонках грунта, порой, находят вулканические пеплы, принесенные сюда из далекой Исландии.
Максимальная высота, на которой найдены морские осадки, в разных частях Беломорья различна. В Кандалакшском заливе это 140 м. Неудивительно, что стометровая Ругозерская гора была когда-то целиком затоплена. В районе Соловков максимальная высота распространения морских осадков всего 25 м. Это означает, что край плиты поднимается с меньшей скоростью. А на самом востоке Кольского полуострова, в устье реки Поной, берег вообще не поднимается, так как не был продавлен ледником. Если двигаться к востоку, то первые признаки поднятия берега возникают только в районе Сосновки.
По впечатлениям от доклада В.В.Кольки на беломорском семинаре в ИО РАН, Е.Д.Краснова