Быстрый подъем суши над Белым морем приводит к отделению морских заливов, из-за чего извилистый Карельский берег усыпан реликтовыми озерами на разных стадиях изоляции от моря. Некоторые давно утратили связь с морем и превратились в меромиктические озера, где верхний и нижний слои никогда не перемешиваются и различаются по температуре, солености и гидрохимическим характеристикам. Другие еще подвластны приливам и отливам, хотя и в ослабленной степени.
Несколько таких водоемов в окрестностях Беломорской биостанции стали объектами пристального внимания гидрологов и биологов из МГУ.
Совсем рядом с биостанцией есть залив, которому, по всей вероятности, предстоит пойти по тому же пути развития и со временем превратиться в реликтовый водоем – это Еремеевская губа, отгороженная от моря Большим Еремеевским островом. Как скоро это может произойти?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать рельеф дна этого залива и глубину воды над порогами, которые тянутся с двух сторон от острова к материку.
Измерения глубины с помощью эхолота, выполненные в августе нынешнего года, показали, что у губы есть все шансы превратиться в меромиктический водоем. Ее дно имеет два углубления — 5,5 и 9,5 м, отороженные друг от друга трёхметровым повышением. Наличие хотя бы одного такого «ковша» — важное условие образования реликтового водоема, а если их нет, то после отделения от моря залив станет не водоемом, а сначала превратится в марш, потом в приморский луг и через какое-то время покроется лесом. Большой ковш Еремеевской губы достаточно глубок, чтобы, после того, как оба порога поднимутся над уровнем моря, водоем остался достаточно глубоким – 7 м, подобно нынешнему озеру на Зеленом мысу. Ближний поррог мельче, и бытует мнение, что его можно перейти вброд в болотных сапогах. Измерение глубины показало, что болотниками, пока, пожалуй, не обойдешься: в самом мелком месте там 80 см , а между камнями, из которых сложен этот порог, и того больше. Дальний порог глубже – 2 м, в него можно безбоязненно входить на лодке, не поднимая мотора. Из-за большой разницы в высоте порогов ближний – а именно его называют Еремеевским порогом – закроется гораздо раньше другого. Если в ближайшее столетие скорость поднятия берега не изменится, то на осушку Еремеевского порога понадобится 200-250 лет. Срок немалый, и трем-четырем поколениям исследователей еще удастся находить гидроидных полипов, которые во множестве и разнообразии населяют его каменистую стремнину. Но после этого в водоеме начнутся серьезные изменения, лет через 500-800 в нем прекратятся приливы, и он станет похожим на сегодняшнее Кисло-сладкое озеро.
Есть ли уже сегодня какие-нибудь признаки стратификации в этом водоеме? Измерения температуры и солености показали, что пока их нет. От поверхности до самой большой глубины вода в заливе хорошо перемешивается, и даже на дне девятиметровой ямы признаков сероводородного заражения нет ни в воде, ни в грунте.
Залив как залив. Пока…
Научный сотрудник ББС МГУ, канд. биол. наук Е.Д.Краснова