Учить английский на Белом море? С учителями естествознания из США и биологами из МГУ? Что может быть лучше!
Такую возможность детям подарили дайв-центр «Полярный круг», Беломорская биостанция МГУ, немецкий благотворительный фонд «Лайтхаус» и Бассейновый совет Северо-карельского побережья. 36 ребят из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Мурманской области и Карелии провели десять дней, с 6 по 15 июля, в деревне Нильма, где их ждала насыщенная программа из презентаций о природе Северной Карелии, веселых познавательных уроков на английском языке, экскурсий по заказнику «Полярный круг» и увлекательных занятий в лаборатории.
Идея этой Школы принадлежит научному сотруднику ББС МГУ Елене Дмитриевне Красновой. «Годом раньше мне довелось побывать на Дальнем Востоке в Муравьевском парке устойчивого развития, созданном для охраны гнездовий даурских и японских журавлей и их пролетных скоплений в пойме реки Амур – рассказывает Елена Дмитриевна. — Каждое лето Парк проводит детские экологические лагеря, где с ними работают американские учителя. С легкой руки создателя парка — орнитолога Сергея Михайловича Смиренского необычное, казалось бы, сочетание из экологии и английского, стало привычным. И не только в Приморье, но и в соседнем Китае, где американка Барбара Томпсон и сельская учительница Наталья Громова провели такую же Школу и тем самым положили начало целому движению – теперь такие лагеря в Поднебесной очень популярны. Я посмотрела, как проходят занятия в Муравьевском лагере, и мне очень захотелось сделать такой же у себя на Белом море. Ситуация у нас похожая: там Муравьевский парк – у нас заказник «Полярный круг»; там журавли – у нас гаги, а, чтобы у обеих природных жемчужин было надежное будущее, нужно чтобы их полюбили дети».
Природа Беломорья очень разнообразна: здесь есть и тайга, и море, и озера, и болота. Чтобы понять ее, нужно многое знать не только о животных и растениях, но и том, как возникло Белое море, что за камни лежат под ногами, нужно понимать, из-за чего происходят приливы и отливы, почему и как меняется береговая линия, какую роль играет ледовый покров. А также – какова роль человека в северной природе, как народы Беломорского побережья приспособились к суровым климатическим условиям. На Белом море еще можно найти образцы гармоничного сосуществования природы и людей, познакомиться с традициями и особенностями жизни северян. Поэтому программа беломорской Школы существенно отличалась от дальневосточной. Тайга, море, болото, береговая линия, озеро, берег, география, геология, птицы и северные народы – по одному дню для каждой темы беломорского калейдоскопа. Утро начиналось с лекции-презентации по теме дня, к той же теме были подобраны игры и занятия на английском языке. После обеда все вместе, ребята, и преподаватели, отправлялись на тематическую природную экскурсию, где попутно собирали природные образцы, а, вернувшись, изучали их в лаборатории. Сколько литоральных существ приходится на след человеческой ноги? Как определить, чистая ли вода в озере? Что такое pH, и какой этот показатель в реке, болоте, во мху и в пище? Как различать разные виды уток и чаек? Как своими руками слепить пирожок-калитку и скрутить лоскутную карельскую куклу? Все это ребята узнали не только в теории, но и на практике.
Коллектив преподавателей подобрался просто звездный. С российской стороны это лектор — кандидат биологических наук Краснова Елена Дмитриевна с Беломорской биостанции, преподаватель биологии и экологии из московской биологической школы № 192 Наталья Григорьевна Ракитина, аспирантка Биологического факультета Мария Мардашова и организатор детских программ в Бассейновом Совете Карельского побережья Мария Малова. Из США приехало пять учителей: методист Барбара Томпсон из штата Висконсин смогла увлечь идеей беломорского лагеря еще четверых: учителя естествознания Джо Панчи, учительницу младших классов Алису Джарош, и двух педагогов с большим педагогическим опытом , которым уже приходилось проводить лагеря в Муравьевском лагере – Франсин Джонс и Джин Раймер. Все они согласились работать в качестве волонтеров, то есть – безвозмездно, и все – блистательные энтузиасты своего дела. «Я нашла для вас лучших учителей, каких только знаю» – созналась Барбара. Место проведения Школы – дайв-центр «Полярный круг» — как нельзя лучше подходит для подобных мероприятий. Четкое планирование каждого дня, персональная забота о каждом ребенке, комфорт, столько необходимый на Севере, и, главное – теплая душевная атмосфера, словно в большой семье, все это — заслуга руководства и всего персонала Центра, дружного коллектива вожатых и радушного хозяина базы – директора дайв-центра, кандидата биологических наук Михаила Валерьевича Сафонова, или «дяди Миши», как его зовут дети.
Лагерь с такой программой в Нильме проводят впервые, для всех участников проекта это был своего рода эксперимент. «Мы, ведь, прежде не работали вместе, и каждая сторона имела свои представления о том, как и что нужно делать, делится впечатлениями Е.Д.Краснова. — Когда, за день до приезда детей, мы собрались на первый педсовет, у нас было по существу три разные программы: у меня – одна, у американцев – другая, и у дайв-центра третья, сложившаяся из опыта предыдущих лагерей. Однако вскоре мы поняли – все мы единомышленники, и работать вместе оказалось очень приятно. Друзья, наблюдавшие все это со стороны, заметили: «Вы, педагоги, похоже, получаете от лагеря больше удовольствия, чем дети». Это не значит, что детям не нравилось, но было чистой правдой: то было редкое счастье от работы в дружной команде».
Новыми были и место, и тема, нужно было органично связать лекции и практические занятия. Все ли было гладко? Каждый вечер взрослые собирались для планирования следующего дня, обсуждения, что получается, а что – «не очень», и как выправить недочеты. В итоге педагогических усилий большинство шероховатостей было устранено, и сложился новый стиль лагеря, который всех удовлетворил. И не просто удовлетворил: стало понятно, что подобные лагеря можно и нужно тиражировать.
Как проходили занятия? Все дни были разными, и пересказывать программу во всех подробностях, наверное, не имеет смысла. Лучше приехать и посмотреть своими глазами в будущем году. Лишь один пример: день, посвященный озерам. Знаете ли вы, что по водности Карелия обгоняет такие озерные страны, как Финляндия и Канада? Что в карельском языке есть много слов, обозначающих разные типы озер? Что музыка, которая звучит на вокзале при отправлении поезда Петрозаводск — Москва – это песня про карельские озера? Что главное озеро Карелии – Онежское – приходится Белому морю родным братом? Что главная отрасль карельской экономики – целлюлозно-бумажная, своим процветанием обязана большим чистым озерам, и какую воду целлюлозно-бумажные комбинаты возвращают в озера и реки после производственного цикла? Как отличить чистый водоем от грязного, не прибегая к химическим анализам? Как устроены озерные экосистемы, и что могут рассказать о качестве озерной воды животные-индикаторы? Все эти вопросы затронуты в утренней лекции-презентации, которая настраивает детей на тему дня. Лекция проходит на русском языке, поскольку мы стремимся как можно доходчивее донести до детей новый, довольно сложный материал.
После лекции – занятия на английском языке, но тоже «водной» теме. Легко ли найти источник загрязнения воды? У ребят есть возможность попробовать. Дети работают в груп
пах, каждой дают по кювете с речным песком, в который они должны спрятать точечный источник «загрязнения» – небольшое количество порошка для изготовления фруктового напитка. Если кювету наклонить и устроить «дождь» из распылителя, то получится модель потока грунтовой воды, а источник кислого «загрязнения» можно найти с помощью лакмусовой бумажки и соломинки для сока, которым мы будем «отбирать пробы». Конечно, искать место загрязнения нужно не в своей кювете, а во взятой у соседней группы, которая держит это в секрете. Чтобы «напасть на след» «загрязнения» приходится сделать от 10 до 50 проб, но даже после этого место, куда положили кислый порошок, может оказаться не найденным. В конце занятия карту «загрязнения» сравнивают с картой распространения его следа – теперь все убедились, насколько это непростое дело, поняли методику поиска. А, ведь, все занятие проходило на английском языке!
Занятия в классе чередуются с активными играми, и они тоже тематические, и тоже на английском. На спортивной площадке один край объявлен местом зимовки птиц, другой — гнездовьем, а посередине лежит пять обручей – места остановки птиц на пролете. Вся ребячья «стая» должна перелететь с гнездовья на зимовку и обратно, но на пути их будет подстерегать несколько «хищников», от которых спастись можно только в обруче. После каждого забега по одному «болоту», где «птички» могли отдохнуть и набраться сил, «осушают» — убирают один обруч. Когда место отдыха остается всего одно, избежать встречи с хищником во время перебежки на другой край поля становится почти невозможным. В ходе игры преподаватель ведет учет «уцелевших», а по окончании вычерчивает на доске (которая на время игры вынесена на спортплощадку) график вымирания птиц при сокращении площади водно-болотных угодий. Все серьезно!
А потом мы совершаем четырехикилометровый марш-бросок на озеро, вооружившись сачками, тазами и банками – собирать донных животных (мы уже знаем, что по науке это называется — бентос), чтобы в лаборатории рассмотреть каждого и определить его название. Многие из пойманных животных окажутся индикаторами чистой и грязной воды, и по составу бентоса можно определить, чистое наше озеро или загрязненное. Совместными усилиями мы нашли 18 групп донных организмов, включая индикаторы очень чистой воды – значит, озеро в заказнике пока благополучное. Кто раньше не видал личинок стрекоз – теперь их узнает запросто, кто боялся червяков – понял, что они совсем не страшные, улитки, личинки комаров-звонцов, пауки серебрянки, рачки-бокоплавы и водяные ослики – все они стали нашими добрыми знакомыми. На следующий день – тема «Тайга», и это тоже очень увлекательно, поверьте J
Понравилось ли детям? Об этом лучше спросить их самих. На первом английском занятии американские учителя предложили игру в «нить обещаний»: каждый должен был сказать, чего он хочет достичь за ближайшие 10 дней, и закрепить пожелание узелком. А в последний день – вспомнить о своем намерении, сознаться, достиг ли желаемого, и забрать свой узелок «на память». Участвовали все – и взрослые, и дети. «Когда подошла моя очередь, я высказала главное желание: я хочу провести лагерь так, чтобы всем его участникам захотелось приехать еще, – рассказывает Елена Дмитриевна Краснова. – Когда в последний день подошла очередь моего узелка, я напомнила о своем пожелании и с трепетом ждала реакции детей. Получилось ли это у меня? Ответом было дружное: «Yes!» — значит занятия, включая английские, прошли не зря».
С таким решением согласны и организаторы – школа удалась, и американцы – они согласны вновь приехать на Белое море, чтобы заниматься с российским детьми наукой и английским, и руководство дайв-центра – решено, что будущим летом подобных детских смен будет уже две, каждая по 10 дней с трехдневным перерывом между ними. Тем, кого больше интересует экология, будут предложены новые научные проекты, а кто лучше владеет английским, по их желанию – дополнительные занятия с американцами.
Сюжет об этой эколого-лингвистической школе на телеканале ТНТ-Кандалакша в информационной программе «Пульс города» от 9 августа 2012 г. «Каникулы с микроскопом и словарём. Эколого-языковая программа для северян»: https://tnt-kandalaksha.ru/
Приезжайте – мы готовим новую интересную программу!
Фото: Александр Аристархов, Елена Краснова
Научный сотрудник ББС МГУ, канд. биол. наук Е.Д.Краснова