«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В. Ломоносов
Программа заседаний секции «Музееведение» Научной конференции «Ломоносовские чтения»
22-23 ноября 2011
22 ноября 2011 г., вторник, 11.00.
Главное здание, Музей Землеведения, ротонда – 31 этаж.
11-00 Открытие выставки «Учебно-научные станции Московского университета», посвященной 300-летию М.В. Ломоносова.
Вступительное слово ректора МГУ академика В.А. Садовничего.
Вступительное слово директора Музея Землеведения МГУ профессора А.В. Смурова.
Выставка «Учебно-научные станции Московского университета». В.В. Снакин, Н.Н. Колотилова, С.И. Антонов, Ю.В. Костандогло, Т.И. Малышева, В.Ф. Есипов, Т.Г. Смурова, С.Ю. Ливанцова, Е.М. Лаптева, А.Л.Постнов и др.
Выступления представителей факультетов – участников организации выставки.
Музыкальная пауза (песни на стихи М.В. Ломоносова).
12-00 Презентация книги Юрия Нечипоренко «Помощник царям», посвященной М.В. Ломоносову.
12-30–16-30 Доклады секции «Музееведение» (перерыв с 13-30 до 14-00)
• М.В. Ломоносов и землеведение. А.В. Смуров, проф., директор МЗ МГУ, И.А. Ванчуров, в.н.с.
• От М.В. Ломоносова к В.И. Вернадскому. Г.Б. Наумов, г.н.с. Геологического музея им. В.И. Вернадского.
• М.В. Ломоносов и возникновение первых научных обществ России. З.В. Гришина, ст.н.с. Музея истории МГУ, И.А. Ванчуров, в.н.с. МЗ МГУ
• Документы Гнесинских учебных заведений 1956-1953 г. в контексте эпохи. В.В. Тропп, директор Мемориального дома-музея Е.Ф. Гнесиной, Н.А.Потёмкин, ст.н.с.
• И.М. Губкин – М.В. Ломоносов 20-го века. Н.Б.Ефимочкина, директор Минералогического музея Нефтяного ин-та им. И.М. Губкина.
• Доброжелательный музей. Т.С. Кубасова, учёный секретарь Дарвинского музея.
• Открытие научного естествознания в России (к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). Е.В. Колониченко, учёный секретарь Геологического музея им. В.И. Вернадского.
• От идей М.В. Ломоносова до Космического землеведения. В.В. Козодёров, зав.сектором МЗ МГУ, Н.Г.Комарова, с.н.с., Л.В. Ромина, с.н.с., Е.В.Львова, н.с., Н.И.Лаптева, н.с., В.В. Борзяк, инж.
• Роль Музея Землеведения в естественнонаучном образовании студентов различных специальностей. А.В. Смуров, директор МЗ МГУ, проф., В.М. Макеева, с.н.с., Л.В. Попова, в.н.с..
• Хроника ХХ Международных Шмелёвских чтений (2011): музеи, архивы, история литературной и научной эмиграции. Н.Н. Колотилова, доцент биологического ф-та МГУ.
16.30–17.10 Геннадий Трубников – бард-опера «Михайло Ломоносов» (фрагменты).
23 ноября, среда, 11.00.
Главное здание, Музей Землеведения, 28 этаж.
• 300 лет первому исследователю Камчатки С.П. Крашенинникову. Н.И. Белая, н.с., Т.Н. Галушкина, инж.
• Фианиты из коллекции Музея Землеведения. Н.И. Крупина, гл. хранитель МЗ МГУ, А.А. Присяжная, с.н.с., М.А. Богомолов, фотохудожник.
• Метосоматиты. Новая коллекция в Музее Землеведения МГУ. О.С. Березнер, с.н.с., Л.Д. Семёнова, инж., К.А. Скрипко, н.с., М.А. Богомолов, фотохудожник.
• Альбом (каталог) живописи в Музее Землеведения МГУ. И.А. Ванчуров, в.н.с., М.А. Богомолов, фотохудожник, Н.Ф. Титова, н.с., Е.В. Джумаева, инж.
• Вулкан Кайзерштуль Рейнского грабена – новые образцы в коллекции Музея Землеведения. О.С. Березнер, с.н.с., К.А. Скрипко, н.с.
• Девонский этап развития позвоночных (Vertebrata) и его отображение в экспозиции МЗ МГУ. МЗ МГУ С.В.Молошников, с.н.с.
• Научно-образовательное пространство университетского музея в год 300-летия М.В. Ломоносова. Е.М. Лаптева, н.с.
• Вице-адмирал С.О. Макаров – океанограф, флотоводец и полярный исследователь. К.С. Кузьминская, н.с.
• Процессы фоссилизации – новая выставка в Музее Землеведения. Е.М. Кирилишина, н.с.
• М.В. Ломоносов и Арктика. Н.Г. Комарова, с.н.с., В.В. Борзяк, инж.
• Тунгусский феномен и современные аномалии погоды. М.Д. Рукин, в.н.с., А.Ф. Черняев, инж.
• Развитие некоторых аспектов почвенно-географической экспозиции в свете идей М.В. Ломоносова. Е.Д. Никитин, г.н.с., О.В. Любченко, в.н.с., В.М. Макеева, с.н.с., Е.П. Сабодина, н.с.
Вход свободный.
————
Выствка:
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ М.В. ЛОМОНОСОВА О ПРАКТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ СТАНЦИЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Цель выставки – раскрыть реализацию идей М.В. Ломоносова о роли практического познания в науке и образовании на примере уникальной системы учебно-научных баз Московского университета. Выставку в полной мере называется межфакультетской, поскольку в ее организации приняли участие восемь подразделений МГУ: Музей Землеведения, Музей истории МГУ, биологический, геологический, географический факультеты, факультет почвоведения, ГАИШ и научная библиотека.
Михаил Васильевич Ломоносов многое сделал не только для развития науки в стране, но и для совершенствования университетского образования. Благодаря его стараниям был дополнен университетский курс, усовершенствован учебный процесс, значительно вырос авторитет Московского и Петербургского университетов.
Идеи М.В. Ломоносова о необходимости введения практического аспекта в университетское образование и университетскую науку выразились в создание в крупнейших университетах страны (и в первую очередь в СПбГУ и МГУ) учебно-научных станций и маршрутных студенческих полевых практик.
Их возникновение и развитие имеет свою историю. В конце XIX – начале XX века в вузах России учебные станции отсутствовали, и образовательные программы не предполагали проведение практических занятий студентов вне стен университета. Участие студентов естественных специальностей в различных исследовательских работах происходило лишь по частной инициативе обучающихся.
Тем временем сама жизнь все настойчивее требовала от выпускников естественного отделений вузов наличия полевых исследовательских навыков. К началу XX века в России появляются первые научные станции (метеорологические, биологические), созданные энтузиастами образования, Академией наук и другими организациями и впоследствии перешедшие в ведение Московского университета. Само название учреждения – учебно-научная станция – носит университетский характер, предполагая неразрывную связь исследовательской работы и подготовки новых кадров.
К началу XXI века усилиями прежде всего естественнонаучных факультетов сложилась целая система учебно-научных станций МГУ, играющих все возрастающую роль как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе.