Беломорская биологическая станция МГУ имени М.В.Ломоносова
  1. Главная
  2. »
  3. Практики
  4. »
  5. Зостера и другие высшие...
26 ноября, 2010

Зостера и другие высшие растения литорали: результат летних практик кафедры высших растений в 2009-2010 гг.

Кафедра высших растений Биологического факультета МГУ в 2009 году провела на Беломорской биостанции геоботаническую практику. По просьбе биостанции особое внимание сконцентрировано на состоянии зарослей зостеры морской, в недавнем прошлом претерпевшей катастрофическое сокращение.
Зостера морская, или взморник (Zostera marina L.) на беломорской биторали

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАРОСЛЕЙ ZOSTERA MARINA L. В РАЙОНЕ РУГОЗЕРСКОЙ ГУБЫ БЕЛОГО МОРЯ

Zostera marina L. (взморник морской) – один из немногих видов высших растений целиком приспособившийся к обитанию в морской воде. Все стадии онтогенеза, включая цветение, опыление и прорастание семян, проходят в воде. Z. marina имеет циркумбореальный ареал, она широко распространена в бассейнах Тихого и Атлантического океанов. В Белом море встречается в основном в южной и западной части (Вехов, 1992). В экосистеме Белого моря взморник играет заметную роль, служа местом кормежки трехиглой колюшки (Gasterosteus aculeatus L.) и камбалы (Liopsetta glacialis) и нереста беломорской сельди (Clupea pallasi marisalbi) и других рыб (Краснова и Бек, 2008). Побеги взморника являются кормом для ряда водоплавающих птиц (Вехов, 1992).


Массовая гибель зарослей Z. marina впервые была зафиксирована в 1930 году. При этом гибель особей наблюдалась одновременно как на европейском, так и на американском побережье Атлантического океана (Giesen et al., 1990).

В результате исследований выяснилась, что она была вызвана миксомицетом Labyrinthula macrocystis Cienc. При этом связать массовую вспышку заболевания с каким-либо погодным фактором не удалось (Giesen et al., 1990), так как условия среды на обоих побережьях сильно различались. В 1960 году массовая гибель Z. marina наблюдалась и в Белом море. Численность побегов после этой массовой гибели восстанавливалась очень медленно (Вехов, 1992). Изучением Z. marina в окрестностях Беломорской биостанции МГУ много лет занимался Владимир Николаевич Вехов. Именно он обратил внимание на новую массовую гибель побегов в 1975. Тогда анализ, проведенный микологом Е.А. Кузнецовым, подтвердил, что и в Белом море болезнь вызывала Labyrinthula macrocystis (Вехов, 1992). Популяция Z. marina восстановилась, но в конце XX века еще трижды наблюдалась гибель побегов и корневищ, хотя не такая катастрофическая (Краснова и Бек, 2008). Аналогичная массовая гибель побегов Z. marina наблюдалась в 1998 году в Черном море (Садогурский, 2002).

Начиная с 2000 года численность побегов начала потихоньку восстанавливаться.

Косвенно о восстановлении зарослей может свидетельствовать сильно возросшая в 2007 году численность трехиглой колюшки, вся жизнь которой связана с зарослями Z. marina (Краснова и Бек, 2008).


Современное состояние популяции взморника изучалось нами в Ругозерской губе в районе поселка Пояконда и в окрестностях Беломорской Биологической станции МГУ имени Ломоносова. Исследования проводились в рамках геоботанической практики студентов третьего курса кафедры высших растений в 2009 и 2010 годах. Было исследовано состояние зарослей в приморской части Пояконды и в окрестностях Биостанции на участке побережья от Ермолинской губы до оконечности Киндо-мыса, а также в Кислой губе. Учет проводился в максимальный отлив маршрутным способом.
Согласно литературным данным основные, наибольшие по численности побегов и полночленные по возрастному составу, заросли обычно располагаются в закрытых от сильного прибойного волнения губах. В Ермолинской губе, закрытой от волн берегами и перегораживающей ее каменистой отмелью на входе, литораль составляет более половины площади губы. Дно губы глинистое, что очень благоприятно для произрастания взморника. В 2009 году по визуальным оценкам число побегов на нижней литорали составляло не менее 1500 побегов на квадратный метр. В 2010 году Z. marina исчезла с нижней литорали во всей части губы, перегороженной отмелью. Небольшие разреженные заросли остались на сублиторали.
В окрестностях биостанции во многих местах литораль широкая и пологая, в области нижней литорали произрастают фукусовые водоросли, формируя сплошные заросли. Во многих местах область средней литорали была расположена по уровню ниже, чем область нижней. В таких местах на ней формировались лужи разной величины, не высыхающие во время отлива. Почва на средней литорали в таких местах часто была глинистой, как предпочитает Z. marina. В 2009 году в маленьких лужах были обнаружены особи взморника первого года жизни, в больших – наряду с однолетними встречались и двулетние особи. Генеративных особей в этих лужах встречено не было. Такие лужи большинством авторов считаются неподходящими для постоянного обитания Z. marina, так как в таких местах она сильно повреждается в зимний период (Вехов, 1992; Максимович и др., 2005). Однако повторный маршрут в 2010 году показал, что значительной части особей первого года жизни удалось выжить, а особи второго и более года жизни дали генеративные побеги. При этом было встречено всего два новых однолетних растения. На аналогичных участках литорали в сторону Киндо-мыса также были встречены лужи иногда со значительными по величине зарослями Z. marina.
По дороге к Киндо-мысу имеется Еремеевский порог – участок между берегом и островом Большой Еремей, где во время приливов и отливов наблюдается быстрое течение. Заросли Z. marina были встречены нами только на входе и выходе. Причем в этих местах Z. marina росла только на нижней литорали не выходя на сублитораль. В зарослях наблюдалось много генеративных побегов. В средней части порога имеется очень подходящая для взморника литораль, но последний на ней не встречается.
Вдоль берега периодически расположены небольшие губы. Чаще всего они являются устьем ручьев и большинство из них безымянны. В этих губах, практически не защищенных от волн взморник встречался в основном на сублиторали и нижней литорали, на среднюю литораль растения выходили вдоль русла ручейка. Разреженные заросли Z. marina расположены в небольшой Безымянной губе по дороге к Ермолинской. Численность побегов в 2009 году была невелика около 500 штук на квадратный метр, что было обусловлено открытостью бухты и ее в основном песчаным грунтом на нижней литорали и сублиторали. В 2010 году численность Z. marina возросла до 800 побегов на м2. Такая же или более высокая численность наблюдалась в других безымянных губах.
Обильные заросли Z. marina были обнаружены в Кислой губе. По данным Красновой, которая регулярно проводила исследования мейобентоса, еще несколько лет назад Z. marina в этой бухте не встречалась. Не упоминается она и у Вехова (1992). На нижней литорали численность побегов составляла около 700 на квадратный метр. В 2010 в отдельных местах были встречены почерневшие побеги: в Кислой губе, в безымянных губах, в лужах на литорали.


Таким образом, из данных учета следует, что численность Zostera marina в 2009 и 2010 годах пребывает на очень высоком, практически максимальном уровне. Об этом свидетельствует большая плотность побегов, и небольшие их размеры, что характерно для загущенных зарослей.

Большое число проростков, сформировавшихся в 2008 и 2009 году в неподходящих местах, может свидетельствовать о большом урожае семян в последние годы. В своей книге Вехов (1992) отмечает небольшую семенную продуктивность отдельного генеративного побега и низкую всхожесть семян Z. marina в природных популяциях. Поэтому высокая семенная продуктивность также косвенно свидетельствует о высокой численности генеративных побегов в последние годы. Появление многочисленных проростков Z. marina в неподходящих для них условиях также говорит о благоприятных условиях для прорастания сложившихся в 2008-2009 годах. Процветающие особи, наблюдающиеся в мелких лужах на средней литорали, свидетельствуют о благоприятных погодных и ледовых условиях в зимний период, позволившей выжить побегам.
Появившиеся в отдельных местах почерневшие побеги могут свидетельствовать о новой надвигающейся эпидемии, вызванной Labyrinthula macrocystis, или об устойчивости к заболеванию. Полное исчезновение особей с литорали Ермолинской губы может свидетельствовать о локальной катастрофе, произошедшей в минувшем году. Возможно, условия сложившиеся в ней перестали быть благоприятными для взморника.

Другие виды, обитающие на литорали и супралиторали

Astra tripolium - солончаковая астра

2010 год был более теплым и более сухим, чем предыдущий 2009. По сравнению с предыдущим годом выросли и стали более густыми заросли подорожника (Plantago maritima) и астры (Astra tripolium).
Сильно разросся солерос (Salicornia europaea), по сравнению с 2009 годом он встречается гораздо чаще, практически во всех бухточках. Несмотря на возросшую численность, заросли его остаются относительно разреженными, вероятно почвы литорали бедны для него фото. (Хотя возможно это они пока рассеяны – вид осваивает площадь, а потом они станут более густыми).

О том, что солерос вытесняет Z. marina, не может быть и речи, так как он обычно растет на верхней литорали, вместе с подорожником и астрой, для которых он не конкурент, и на средней литорали в области, где произрастает рупия (Ruppia maritima).

Рупия обычно образует заросли выше по литорали, чем Z. marina. Для рупии разреженные заросли солероса так же не представляют конкуренции, так как она свободно располагается между ним.

Большинство видов, населяющих супралитораль, напротив, выглядели угнетенными, по сравнению с 2009 годом.

Очень мало цвела чина японская (Lathyrus japonicus), у колосняка  (Leymus arenareus) соцветия были меньшей высоты, и их было меньше.

Солерос - Salicornia europaea

Лисохвост (Alopecurus aequalis), напротив, цвел обильно.

канд. биол. наук Любезнова Надежда Вячеславовна, 2010 г.

Последние новости