Исследовательская работа, которую выполнили в ходе экспедиции в Лувеньгу в июле 2015 года две московские школьницы Юля Постникова и Даша Аргунова, по теме: «Влияние роющей деятельности многощетинковых червей Arenicola marina на количественный состав литорального мейобентоса», заняла 1 место на Седьмом Московском экологическом форуме учащихся (20-22 ноября 2015), организованном Департаментом образования города Москвы!
Эта экспедиция московской школы №192 с углубленным изучением биологии и химии была организована при участии Беломорской биостанции МГУ, а руководили работой старший научный сотрудник Биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Анастасия Олеговна Борисанова и старший научный сотрудник Беломорской биостанции МГУ Елена Дмитриевна Краснова.
Девочки-десятиклассницы во время экспедиции в качестве самостоятельной темы выбрали изучение мейобентоса – мелких донных животных размером около одного миллиметра, которые живут в толще грунта. Они попробовали разобраться, как влияет на этих микроскопических животных роющая деятельность червей-пескожилов. Где мейобентоса больше: на холмиках, в ловчих воронках или в нетронутых местах? Они даже сами имитировали постройки пескожилов, чтобы выяснить, что именно влияет на распределение мейобентоса: деятельность червей или просто рельеф. Причем их искусственные постройки были в двух вариантах: из естественного грунта, со всем его естественным населением, и из стерильного.
Червь постоянно обновляет воронку, куда вместе с песчинками пассивно «скатываются» и концентрируются мейобентосные организмы, используемые им в пищу. Подсчитав количество организмов мейобентоса в пробах из ямок и холмиков пескожилов, а также с нетронутого ими ровного грунта, ученицы убедились, что в ямках микроскопических животных действительно больше.Однако в холмиках и воронках, которые они построили сами из естественного грунта, такой зависимости не было. В искусственных постройках существенную неравномерность в распределение мейобентоса вносили личинки Harpacticoida (науплиусы), что объясняется тем, что науплиусы мелкие и легко переносятся течениями. Зато в стерильном грунте мейобентос быстрее заселяет именно понижения рельефа. А, поскольку скорость активного заселения грунта мейобентосом очень низка, что выяснилось в наблюдениях за стерильным грунтом, «вживленным» в естественное окружение литорали, то концентрирование мейобентоса в понижениях рельефа, вероятнее всего, имеет пассивный характер.
Главный вывод, сделанный школьницами: основной вклад пескожилов в формирование неравномерности распределения мейобентоса по литорали заключается в его рельефообразующей деятельности.
Поздравляем Дашу Аргунову, Юлю Постникову, их руководителей, учителей-организаторов поездки и всех участников экспедиции, которые им помогали, с этой победой!
И Кандалакшский заповедник — тоже. За послушных, поддающихся изучению червей. И за то, что второй год подряд на кордоне «Лувеньга» терпеливо принимают у себя школьную экспедицию.