По сообщению с биостанции, морские утки, собравшиеся, было, на зимовку в Великой Салме, покинули полынью. Куда они улетели, пока неизвестно.
Кроме полыньи в Великой Салме, которая остается открытой даже в сильные холода из-за сильного приливно-отливного течения над Еремеевским порогом, поблизости есть еще две небольшие промоины — над Городецким порогом в проливе, соединяющим Великую Салму с Бабьим морем, и в устье реки Нильма. По просьбе научного сотрудника ББС МГУ Елены Дмитриевны Красновой, которая ведет наблюдения за зимовочным скоплением уток, в тот же день Алексей Бек из дер. Нильма обследовал полынью над нильменском порогом. Он сообщил, что там держится около десятка уток, по его мнению это морянки, и гаг там нет. Гордецкий порог, к сожалению, сейчас недоступен для наблюдений: туда нельзя добраться из-за недостаточной толщины льда. Заведующий биостанцией Андрей Васильевич Савченко согласился подъехать на снегоходе на траверс Городецкого порога по дороге от ББС к Пояконде и сообщить, слышно ли оттуда голоса гаг.
Впервые за многие годы (а, похоже, и за все годы существования биостанции) отлет всех гаг из Великой Салмы был зарегистрирован около года назад, когда, впервые на памяти жителей биостанции, из-за сильных морозов полынья полностью замерзла. Как выяснилось, улетели они недалеко.
Водители снегоходов по пути в Пояконду слышали гогот большой стаи со стороны Городецкого порога. Через несколько дней птицы появились над Салмой, покружили и снова улетели. Такие разведочные полоты они совершали каждый день, но, размер полыньи их, которая, по мере ослабления морозов, стала понемногу расширяться, видимо, их еще не устраивал. Еще через несколько дней утки вернулись на полынью. Учет численности, проведенный в марте, показал, что их не только не стало меньше, но количество даже несколько выросло по сравнению с предыдущими годами, когда подобных катаклизмов не случалось.
Однако в этом году полынья открыта, и она довольнобольшая. Что заставило птиц покинуть привычное место? Как далеко они улетели в этот раз? Со всем этим еще предстоит разобраться.
Доцент каф. океанологии Н.А.Пантюлин сообщил, что в этом году ледовый покров на Белом море установился раньше обычного, и распространился необычно для этого времени широко. Уже сейчас Белое море почти на треть покрыто льдом, а, ведь, зима только началась, и основные холода впереди.
Научный сотрудник ББС МГУ, канд. биол. наук Е.Д.Краснова