В понедельник 19 ноября 2012 г. в 15:00 в Малом конференц-зале ИО РАН состоится очередное заседание семинара “Система Белого моря” (руководитель – академик А.П. Лисицын)
1. Колька В.В. (Геологический институт КНЦ РАН, г. Апатиты). Палеогеография Белого моря в позднеледниковье и голоцене по данным изучения донных осадков малых озер.
2. Дружинин С.В., Киселев Г.П. (Институт экологических проблем Севера УрО РАН, г. Архангельск). Бериллий-7 в экзогенной зоне Европейского Севера России
3. Разное.
Приглашаются все желающие.
Организаторы семинара объявляют о приеме заявок на следующие доклады.
Ученый секретарь семинара В.П. Шевченко (тел.: 8-499-124-77-37; e-mail: vshevch@ocean.ru)
Что могут озера рассказать об истории моря
Мы знаем, что берег Белого моря поднимается, а благодаря исследованиям университетских геоморфологов знаем также, что Ругогзерская гора, у подножья которой расположена Беломорская биостанция МГУ, растет со скоростью около 4 мм в год. Некогда под водой была даже ее вершина. Девять тысяч лет назад отмель превратилась в одинокий остров. На месте нынешних лесов, болот, озер плескалось море; чтобы с них ушло море, потребовались тысячелетия. Но и после этого остров Ругозерской горы оставался отделенным от материка проливом, который на севере выходил в нынешнюю Ермолинскую губу, а на юге — в Кислую. Лишь в XIII-XIV веках н.э. пролив обмелел и превратился в цепочку Ершовских озер — Верхнее и Нижнее.
Все нынешние пресные озера, расположенные ниже верхней отметки Ругозерской горы, были когда-то ковшовыми губами. О морском периоде их биографии напоминает лишь серый песок с примесью ракуши, прикрытый сапропелем и торфом.
Сотрудник Геологического института КНЦ РАН (г. Апатиты), кандидат геолого-минералогических наук В.В. Колька на беломорском семинаре в Институте океанологии рассказал о том, как этот процесс шел в масштабе всего моря. Большая научная группа из его института последние 10 лет исследует осадки маленьких озер на Кольском полуострове и на побережье Белого моря, расположенных на разной высоте над уровнем моря. Ученые брали грунт на глубину 8 м — достаточно большую, чтобы докопаться до самых старых осадочных пород. В типичном варианте донные осадки беломорских озер состоят из пяти слоев: на самой глубине обычно располагаются осадки пресноводного происхождения, возникшие до заполнения Белого моря соленой водой, над ними переходный слой, потом – морской, выше него еще один переходный, который соответствует стадии транзитного «кисло-сладкого» состояния водоема, которое по их данным длится 300-500 лет, и самый верхний – из озерных отложений.
Найдя границу слоев морского и озерного происхождения, и определив его возраст, можно определить «дату рождения» водоема, а когда таких точек наберется много, по ним можно сделать реконструкцию истории всего региона.
Поздневалдайское оледенение, начавшееся 33 тысячи лет назад, достигло наибольшего развития 17 тысячелетий назад, после чего пошло на спад. Существует несколько сценариев того, как это происходило, причем сюжет, изложенный в книге «Вечно живое Белое море» — с центральной ледовой колонной от дна до поверхности на рубеже 9 тысячелетия до н.э., в числе наиболее популярных в современной науке, докладчиком упомянут не был. Отвечая на вопросы слушателей, он сказал, что считает его маловероятным.
У ледника было несколько лопастей, одна из них приходилась на Белое море и закрывала горло, но по периферии ледника образовались большие пресные приледниковые озера, в том числе, на месте современного Онежского и Двинского заливов. Но были озерки и меньшего размера. Следы приледниковых озер сохранились в виде ленточных залежей голубой глины.
По данным этой научной группы, морские воды из Баренцева моря хлынули через освободившееся горло 11300 лет назад, и этот момент можно считать рождением Белого моря. Признаков обратного процесса – отступления моря, при котором Белое море снова становилось бы пресным, в донных осадках озер нет. В районе Сумского посада, к югу от г. Беломорска, под морскими осадками оказался слой с остатками наземной растительности — возможно, в этом месте из-за поднятия уровня моря была затоплена территория суши. Момент начала поднятия берега, точно не определен, это произошло где-то в интервале между 11300 и 9000 лет назад. Первые два-три тысячелетия (10-8,5 тыс. лет назад) берег поднимался очень быстро со средней скоростью 10 мм в год, что сопровождалось сильными землетрясениями. Такая скорость подъема полностью согласуется данными университетских геоморфологов Ф.А.Романиенко, О.С. Олюниной и Е.А.Головиной из ИО РАН для Ругозерской горы, опубликованных в 2005 г.
На Терском берегу Белого моря найдено два озера с одинаковым возрастом морского слоя, но расположенных на высоте 12 м друг от друга. Это объясняется неравномерным, «клавишным», поднятием, свойственным берегу Кольского полуострова. Карельский берег, наоборот, поднимается единым монолитом. В осадках некоторых озер возле Ингозера и Куземы, где берег Белого моря обращен к его центральной части – бассейну, горизонтальная слоистость иногда нарушается, будто от сильного встряхивания. «Литологические несогласования», как называют эти нарушения специалисты, возникли 6-5,5 тысяч лет назад и могут быть объяснены тектоникой: видимо в ту пору Берега сотрясали чудовищной силы землетрясения. Это время приходится на Атлантический климатический период, когда во всей Европе, и на Белом море тоже, климат было теплее на 3-4 градуса, чем в наши дни. Нет в мире совершенства: не холод, так землетрясения… Донные осадки озер хранят память не только о катаклизмах в самом Белом море, но и об особенно крупных отдаленных событиях: в колонках грунта, порой, находят вулканические пеплы, принесенные сюда из далекой Исландии.
Максимальная высота, на которой найдены морские осадки, в разных частях Беломорья различна. В Кандалакшском заливе это 140 м. Неудивительно, что стометровая Ругозерская гора была когда-то целиком затоплена. В районе Соловков максимальная высота распространения морских осадков всего 25 м. Это означает, что край плиты поднимается с меньшей скоростью. А на самом востоке Кольского полуострова, в устье реки Поной, берег вообще не поднимается, так как не был продавлен ледником. Если двигаться к востоку, то первые признаки поднятия берега возникают только в районе Сосновки.