Цикл лекций об Арктике продолжит лекция Анны Пермиловской «Русский Север как особая территория наследия».
Русский Север являлся контактной зоной различных этнических культур, но особые условия русской колонизации и исторического развития превратили его в заповедник древнерусской культуры, сохранившем в первозданном виде – эпическую и песенную поэзию, обряды, культовые ансамбли, жилище, народный костюм, древнерусскую живопись, высокую строительную культуру. Одним из главных научных аргументов длительной устойчивости подобных представлений является фактор национального самосознания, ибо Руccкий Север сыграл выдающуюся роль в создании общерусских культурных символов. В его культуре сконцентрировались в семиотические образы вековые духовно-моральные и социокультурные искания русского народа. Обширную территорию Европейского Севера обычно называют Русским Севером или просто Севером. Этот край формировался в тесном контакте с остальными северными территориями, поэтому сущность и значение всего региона правильнее отражает понятие «Европейский Север», хотя оба названия часто употребляются как синонимы. Территориальные границы региона в разные исторические периоды были подвижны, изменяясь во многом под влиянием административного устройства края. В различные исторические периоды они соотносились с территориями Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний, побережья Белого и Баренцева морей, куда входят арктические и приарктические территории. Указанные территории всегда составляли ядро культурного пространства Русского Севера и его культурной традиции. Самый многочисленный из народов Севера – русские. Особая роль Русского Севера в русской культуре заключалась в том, что он в силу указанных причин стал своего рода хранителем ее «генофонда». Русский Север – это «страна зодчих» (И.Э.Грабарь), огромный единственный в своем роде исторически сложившийся заповедник народного деревянного зодчества, которое по праву считается вершиной русской и мировой народной архитектуры.
Анна Пермиловская — кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН, лаб. ОПТ и экологии культуры, доцент СПГУКИ (филиал в г. Архангельске). Закончила АГПИ им. М. В. Ломоносова истор. — филолог. факультет (история) — 1981. Защитила диссертацию в СПГУКИ по теме «Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера» (2004), докторант. С 1975 по 2002 годы — работа в музее деревянного зодчества «Малые корелы», входила в научную группу его создателей. С 2002 года — работа в ИЭПС УрО РАН. Руководитель и участник более 30 экспедиций по Русскому Северу. Организовала и провела 7 российских и международных конференций, выступала с докладами на 90 российских и 16 зарубежных конференциях. Автор ряда музейных экспозиций, телепередач, фильма «Музей «Малые Корелы» (2007). Автор 120 статей по народному деревянному зодчеству, традиционной культуре, культурному наследию и 3 монографий: «Северный дом», 2000; «Крестьянский дом в культуре Русского Севера», 2005; «Русский Север как особая территория наследия», 2010. Книги получили 8 региональных, общероссийских, международных дипломов и 3 премии. Научные исследования поддержаны 6 грантами: Росийской академии архитектуры (2005), по приоритетным направлениям науки в Архан. обл. (2008), РГНФ (2005, 2010, 2011), федеральной целевой программы «Культура России». С 1993 года принимает участие в работе Ассоциации европейских ассоциации музеев под открытым небом, прошла 10 стажировок по теме «Изучение и сохранение памятников народной архитектуры в музеях под открытым небом и «in situ» в Западной Европе. Член Международной ассоциации сельскохозяйственных музеев, Президиума Ассоциации этнографов и антропологов России, Ассоциации колокольного искусства России, Российского культурологического общества, Ученого Совета музея «Малые Корелы», лауреат премии им. М. В. Ломоносова (2005).
Начало лекции в 19-00. Вход свободный.
Источник: https://www.pmlectures.ru/node/180